twitter.rss

К престольному празднику университетской церкви Антония Великого
05 февраля 2012
30 января - день памяти преподобного Антония Великого (251 - 356), раннехристианского подвижника и пустынника, основателя отшельнического монашества, небесного покровителя Харьковского Национального университета. Предлагаем вниманию статью, написанную настоятелем университетской церкви протоиереем Владимиром Швецом к престольному празднику.

В нашем городе был храм, носящий имя преподобного Антония Великого. Это домовый храм некогда Императорского, а ныне Харьковского Государственного университета имени В. Н. Каразина. Но после революции во исполнение «Декрета об отделении церкви от государства и от школы» храм закрыли. В 30-е гг. здесь разместился Институт физкультуры и Клуб красного учителя. В 1963г. в здании был открыт двухзальный кинотеатр «Пионер», переименованный в 1973 г. в кинотеатр «Юность». В 90-е гг. кинотеатр закрыли, а в здании разместился Украинский культурный центр «Юность».
img 4426
Ровно 10 лет назад был освящен новый престол сего храма, а божественная служба сегодня проходит в холле здания научной библиотеки, принадлежащей университету. Служба начинается рано, в 6 часов, ведь с 9 часов библиотека открывает свои двери для посетителей.
На улице темно, тихо падает снег, все вокруг как в сказке! Мягкий свет из окон указывает нам на вход. Несмотря на раннее время и морозное утро, ждут встречи с Богом и взрослые, и самые маленькие прихожане храма, старшему из которых на вид не более 5 лет.
Служба пролетела на одном дыхании. Вот, уж, правда, литургия - она вне времени. Как хорошо, что неделя, рабочая неделя, началась со службы! Сколько было борений - и вставать рано не хотелось, и термометр напугал запредельными показаниями, и вообще, понедельник - день тяжелый, рабочий день расписан и настолько загружен, что не знаешь с чего начать. Начинать надо с молитвы. Искушения истаяли, как только началась служба, а наградой была необыкновенная легкость на целый день, обретение крыльев за спиной. Удивительно, но все самые сложные дела, казалось, решались сами собой!
После молебного пения настоятель храма Антония Великого протоиерей Владимир Швец сказал, что мы не теряем надежды на возврат храма верующим. Да и историческая справедливость того требует.
Здание Харьковского Императорского Университета по одноименной улице Университетской построено в 1820 - 1823 гг. по проекту архитектора Е.А. Васильева. Здесь располагался актовый зал, церковь св. Антония, обсерватория, вспомогательные службы университета.
Церковь в здании, посвященном научному знанию, внушает мысль, что книжное учение -святое дело, это не пустая забава, а серьезный труд, нравственный подвиг. Наука - дар Божий людям, равно как и цель науки являются духовное усовершенствование, истинно-христианское просвещение умов и сердец, раскрытие в них идеальных свойств образа Божия, по которому и ради которого создан человек.
Скупые архивные сведения говорят нам о том, что университетская церковь была устроена 25 апреля 1831г., между библиотекой и залом торжественных собраний, на казённые деньги. Каменная, с деревянным сводом, тёплая. Достаточно снабжена нужной утварью. Стены церкви украшали иконы, написанные академиками В.Л. Боровиковским и А.Г. Венециановым. При храме служили настоятель, помощник настоятеля, диакон, и с 1912г. - псаломщик. Настоятель за священнослужение жалования не получал, помощник настоятеля получал 650 руб., диакон 366 руб., псаломщик 443руб. в год. Казённых квартир предусмотрено не было (например, при строительстве Коммерческого училища квартиры директора, смотрителя училища и училищного священника были предусмотрены в самом здании училища), настоятель жил в собственном доме, его помощник и диакон - в наёмных квартирах. На содержание хора и певчих выделялось 300 руб. в год из суммы, назначенной по Высочайше утверждённому (т.е. утвержденному лично Императором) Уставу Российских Университетов на содержание церкви с причтами. Из этих же сумм на содержание церкви расходуется З00 руб. в год. Копии метрических книг в наличии с 1838г., исповедных росписей - с 1838 г. Опись церковному имуществу, выданная Правлением Университета в 1894г., хранится в целости и сохранности в церковном архиве (это потом все ценности из храмов были сверены с описями, изъяты и исчезли в неизвестном направлении). Вот, собственно, и все, о чем упоминает «Клировая ведомость 1912 года».
Представим жизнь прихода того времени. Например, наличие такого большого для домового храма штата священнослужителей говорит о том, что служение их было непростым и востребованным. Архивные фонды Университета практически утеряны. Немногие сохранившиеся документы рассказывают нам о студенческих волнениях периода 90-х гг. XIX века вплоть почти до начала Первой Мировой войны. В газете за 1907 год опубликовано письмо, в котором прихожанин Антониевского храма с болью в сердце говорит о том, чему он стал свидетелем на Пасхальной службе: батюшка возглашает «Христос воскресе!», а сердца прихожан не откликаются на возглас. Впечатление такое, что не на службу пришли, а себя показать, наряды и украшения. Такое охлаждение к вере явилось, как мы предвестником великого разрушения великой Империи.

img 4427
Практика воспитания, типичная для феодального общества, начала складываться у восточных славян в VI-IX вв. В это время в Среднем Поднепровье возник союз племен, из которого выросло Древнерусское государство с центром в Киеве - Киевская Русь. Крещение же Руси повлекло за собой многообразные изменения в жизни простого люда и неизбежно отразилось на жизни русского общества. Оно совершило коренной перелом уклада жизни и обычаев русских людей, вызвало новые законы и суды, но главное - зародило просвещение и создало иную эпоху в истории русского искусства. Крестив Русь, Владимир тем самым приобщил наших предков к духу и культуре европейских народов, а, объявив христианское вероисповедание государственной религией, он завершил начавшийся еще до него процесс национального объединения и национального самосознания и самосохранения.
Школьное образование у нас сразу стало делом государственной важности и повинностью. Добровольного влечения к науке у русских не было, детей отбирали у матерей и заставляли учиться насильно, и матери «плакахуся» о своих детях, отданных в школы, «яко по мертвецам». Вот так, научившись, дети возвращались в семьи и просвещали уже и своих родителей.
Общий уровень школьной образованности так и остался невысок. Все это зависело от общих культурно-исторических условий всего киевского периода, располагавших более к постепенному увяданию, чем дальнейшему развитию и расцвету. Раздробление Киевской Руси повлекло за собой и снижение уровня образования.
Русь крестили, но не просветили - плоды этого мы пожинаем и поныне. В контексте сказанного нахождение домовой церкви в здании учебного заведения имеет особенно важное, благотворное значение и глубоко-знаменательный смысл. Училищная церковь служит прекрасным воплощением и достаточным доказательством христианской мысли о важности и значении религиозно-нравственного воспитания в деле просвещения подрастающего поколения, детей, юношей.
И как в начале бытия мира от Бога воссиял вещественный свет, так всегда от Него же подается всем людям и свет творческий, духовный, благодатный свет истинного знания и жизни. Один Бог есть Истинный, самосущий свет, который просвещает всякого человек, грядущего в мир (Ин.1,9). Здесь и лежит первоначальное основание того понимания, почему истинная религия заключает в себе глубочайший источник хорошего воспитания человеческой личности и почему не должно быть училища без молитвенного храма.
Храм Божий - дом молитвы и Таинств Христовых, в храме науки он напоминает великую истину веры, что «всякая премудрость от Господа, и с Ним есть во век» (Сир.11), «Господь дает премудрость, и от Лица Его познание и разум» (Прит.26).
Отсюда же проистекает понимание, что дом Божий – это священное место живой проповеди слова Божия и чистый источник спасительной веры Христовой. Религиозная вера и естественная наука не есть несовместимые понятия, а тем более не враждебны друг другу. Они составляют единое целое, ибо проистекают из одного вечного источника Бога, «Отца светов» (Иак.117). Творец даровал человеку и естественный разум, и сверхъестественное откровение, через них мы идем к конечной цели - истинному, полному и всестороннему просвещению, совершенствованию человеческой природы, благу временному и вечному, к которому человек предназначен изначально.
Училищная церковь напоминает о необходимости соединения
естественнонаучного образования с истинно духовным, религиозно-нравственным воспитанием человеческой личности, предостерегает чтобы мы не отрывались от спасительных богооткровенных истин через изучение наук естественных, влечет через изучение премудрости творения к благоговению к пред мудростью небесной.
Революция 1917 г. многое изменила и в жизни народа, и в системе образования. Упомянутый «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имел решающее значение для религиозной жизни. Данный декрет чётко определил отношение новой власти к Церкви и религиозным обществам, в частности, в преподавание религиозных предметов (Закона Божьего, Истории Церкви) в государственных общеобразовательных учебных заведениях не допускалось. Копии метрических книг и исповедных росписей утратили силу законодательных документов, их заменили акты гражданской регистрации.
Город Харьков не стал исключением. В 1919 году, 2 мая, Харьковский епархиальный совет вынужденно рассматривает вопрос о храмах при учебных заведениях.
В силу «Декрета об отделении церкви от государства и школ от церкви» закрытыми оказались храмы при учебных заведениях. Но потребность в храмах для верующих оставалась очень велика. К Епархиальному руководству поступают ходатайства об открытии приходов при бывших училищных храмах путем организации при них приходских общин.
Принимая это во внимание, а также исходя из этого принципиального положения, что храмы со Святым Престолом, как великая святыня, по церковным канонам не подлежат перенесению в другое место, и помещения храмов ни под каким видом не могут быть употребляемы для иных назначений, Епархиальный Совет «убедительно просит правительственную власть разрешить передать такие храмы на общих основаниях в арендное пользование церковным общинам, где таковые организуются, и где на это проследует согласие местного школьного совета».
В июне 1919 г. в Харьков вошла Добровольческая Армия. Появилась надежда на возврат к прошлому. Но в декабре 1919 г., после отступления Добровольческой армии из Харькова, все самое страшное для Церкви только начиналось.
Время, в которое мы живем, трудное и лукавое. Трудное, потому что за всю тысячелетнюю историю православия на Руси, быть может, только после татаро-монгольского нашествия был такой же период, когда вставала необходимость заново утверждать и взрослых, и детей в святой православной вере, духовно просвещать и обучать их. Лукавое потому, что ныне ложь разного калибра прочно вошла в нашу жизнь, она стала более изощренной, стала вытеснять, иногда даже замещать правду. Грань между этими понятиями настолько тонка, что для современного человека она стала едва ощутима. А молодым людям, тем более, очень сложно стало различать, где - правда, а где в красивой и блестящей упаковке - ложь. «Ложь в политике, как и в быту, есть функция классового строения общества,- писал Троцкий. — Ложь угнетателей есть система одурманивания масс для поддержания своего господства. Ложь угнетенных есть оборонительное орудие слабости». Уж кто как не Троцкий это знал точно!
Нынче правит эпоха подмены понятий. Полезное подменяют вкусным, здоровое - веселым, мудрость стала рациональной, духовное - душевным и сентиментальным. Но можно сейчас научаться этой мудрости? Если ранее обучение грамотности велось по «Псалтири», которая воспитывала ребенка Мудростью Божией с первых шагов просвещения (кстати сказать, само слово «просвещение» имеет смысл «крещение»), то чему обучает современная школа, в которой знания даются, образно говоря, по вершкам, а не по корешкам?
А ведь Господь наш Иисус Христос крестил нас в Духа Святаго, Духа Истины (Ин.15, 26; 16,13), и нам предназначено стоять в ней, Истине, до победного пасхального Воскресения!

протоиерей Владимир Швец
 
Tehnichni pytannya
Vhid
Логін:
Пароль:
Вхід
© 2009-2024