Брак: целомудрие, верность и проблемы современного воспитания детей.
24 октября 2009
"Брак: целомудрие, верность и проблемы современного воспитания детей".
Доклад Н.Н. Стеця, старшего помощника инспектора Харьковской Духовной Семинарии, зачитанный им на заседании проходивших в г. Киеве Вторых Покровских международных просветительских чтениях на тему: «Церковь в мире: служение любви» 24 октября 2009 г.
Современная распущенность и массовость ее преподнесения наносит ощутимый вред здоровью населения, приводя подростков и взрослых к беспечности и половой распущенности. Растлевающая информация в избытке поступает с экранов телевидения, системы Интернет, страниц газет, журналов, звучит на радио. Многие завуалировано преподносят ее как половое просвещение, включают ее элементы в рекламные ролики, плакаты.
К каким же последствиям ведет массовое растление общества и молодого поколения? Одним из них является, к примеру, «синдром преждевременного полового созревания у детей» - заболевание, приводящее к нарушению регуляторной функции нейроэндокринной системы, а в дальнейшем - к расстройству нервной системы с расстройством психоэмоциональной сферы. Изначально у этих детей могут быть органические поражения некоторых структур головного мозга, либо органов эндокринной системы, тогда растлевающая информация запускает механизм болезни и стимулирует ее развитие на уже имеющемся фоне органической патологии. Систематическое соприкосновение с растлевающей информацией приводит к подобным заболеваниям детей, изначально не имеющих такого фона органической патологии. Расстройство эндокринной и нервной системы приводят к нарушению функции иммунной системы, и, вследствие этого, к соматическим заболеваниям. Особенности эндокринной системы таковы, что ,имея тесную связь с нервной системой, она вырабатывает гормоны, влияющие на весь организм. Капля информационного яда запускает механизм болезни.
Кто же борется с целомудрием и для чего? Такой усиленный натиск на эту христианскую добродетель, можно объяснить тем, что человекоубийца дьявол, князь мира сего, в отличии от многих беспечных людей, прекрасно помнит слова святого апостола Павла, что « блудники Царства Божия не наследуют», и, что «…совершающий блуд грешит против собственного тела» (1-е Кор. 6, 9и18).Он видит, насколько слабы сейчас люди, в том числе и те, кто считает себя христианами и православными. Сатана, похвалявшийся перед Спасителем обладанием властью и славой мира сего, видит множество своих служителей в лицах развращенных безбожием людей, которые так часто занимают высокие посты и должности, имеют власть и деньги. Видит он и широкие возможности, предоставляемые техническим прогрессом для массированной атаки на нравственность.
Потому сегодня мы наблюдаем разрушительное действие этого греха на общество. Основой общества всегда была крепкая семья. «Брак имеет огромное значение для Промысла Божиего и семьи. Бог, сотворив первых людей, им самим и их потомкам даровал дальнейшее воспроизведение людей на свет. Этим Господь практически поручает нам продолжение Своей творческой деятельности… И разве можно думать, что Промысел Божий оставит без внимания злоупотребление этим священным даром и что злодеев не покарает правосудие Божие?» - говорит святитель Филарет (Дроздов).
Ведь нарушение верности было предосудительным даже в языческие времена. Согласно православному учению Церкви, семья, как домашняя церковь, есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения учит человека преодолению греховного эгоизма. Однако, в наше время супружеская измена становится чуть ли не нормой. Вопреки христианской морали в современной массовой культуре уже многие годы насаждается мнение, что иметь связи « на стороне» - это нормально.
Как же все это отражается на детях? В проповедях митр. Антония Сурожского приводится такой рассказ, в котором говориться об одном молодом человеке, который жаловался на то, что его мучают страстные помыслы. Причем он не мог даже найти им причину, и говорил, что они совершенно ему чужды. Митрополит сделал вывод, что этими страстями страдал кто-то в его роду и посоветовал покаяться и подвизаться в искоренении этих греховных страстей. Но все же, это еще не самое страшное. Гораздо страшнее то, что пропаганда блуда проникла даже в школу, имеются в виду разговоры о «правильном половом воспитании детей» а попросту говоря, о том, чтобы научить детей блудить «безопасно», не думая о последствиях. Защитники половых свобод придумывают всевозможные доводы для оправдания разврата, например такие:1-половое влечение заложено в природе человека; 2- воздержание вредит здоровью; 3-если нет опыта до брака в половых отношениях, то могут быть проблемы впоследствии.
Все это подтверждают врачи, например, урологи. Существуют всевозможные социологические исследования на эту тему. Однако доказать вред здоровью такие исследования не могут, в крайнем случае они могут показать лишь, насколько глубоко укоренилась в обществе болезнь. В то же время данные исследования не учитывают многовековой аскетический опыт монахов, свидетельствующий о том, что целомудрие позволяет до глубокой старости сохранять и ясность ума, и физическое здоровье. Никто из апологетов «свободной любви» не говорит о том, чтобы учить детей целомудрию, воздержанию, умению быть хорошими родителями. Не говорят они и об опасностях пропагандируемого ими образа жизни. Следствием всего этого стало то, что в наше время всё более частым явлением становится беременность в юном возрасте. Резко увеличилось число абортов вообще, и абортов в подростковом возрасте в частности. Неуклонно растёт число больных СПИДом и венерическими заболеваниями.
Нельзя не отметить и другие негативные стороны в современном воспитании детей. Оно в наше время характеризуется превалированием материального аспекта. Уже долгое время науку считают, чуть ли не мерилом всех вещей, вплоть до её обожествления. При этом вспоминаются слова святителя Феофана Затворника: «Наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жёсткое, чёрствое сердце человека ей не дано… Наука бессильна против нравственного зла. Тот же святой писал: «Разум есть способность познавать истину; но сама истина не в нём, а должна быть преподана ему со вне… Разум точно есть великий дар Божий, но, даруя его нам, Бог не поставил его источником истины, а только приёмником его».
В современном мире практически не уделяется внимания духовному развитию детей. И это несмотря на многочисленные разговоры о возрождении духовности в обществе. И здесь уместно вспомнить слова святителя Филарета Московского: «воспитание деловое только благодаря воспитанию благочестивому и моральному может дать в будущем честного хлебороба, промышленника, ремесленника, торговца – людей трудолюбивых, честных… Поэтому запускают детишек те, кто больше научает их полезному для жизни временной, чем спасительному для души бессмертной».
Привела же такая ситуация к тому, что за приобретение знаний учащиеся расплачиваются здоровьем. Благодаря пропаганде разврата и насилия растёт число детской преступности, нередкими стали такие тяжкие преступления, как грабежи, убийства, изнасилования, совершённые детьми. Исчезает уважение детей к родителям. Вводится даже западная норма права детей подать в суд на родителей. Такое было диким даже в дохристианские времена. Один древнегреческий мудрец, когда судил отца с сыном, сказал сыну: «Если ты не прав, то будешь признан виновным. Если же прав, всё равно будешь виновным, поскольку осуждаешь отца».
Почитание детьми родителей является священной обязанностью христиан. Пример этому подал Сам Господь наш Иисус Христос, когда на Кресте поручил Свою Мать апостолу Иоанну Богослову. Но в наше время сами родители нередко пытаются строить отношения с детьми на западный манер, по-деловому, за что потом расплачиваются. Ситуацию можно изменить лишь возвращением к христианским традициям воспитания и обучения детей. Для этого нужно добиваться постоянного и повсеместного сотрудничества Церкви и школы. В Основах социальной концепции РПЦ говорится: «Нельзя допустить возврата к положению, когда школы были инструментом воинственно-атеистического воспитания. Церковь призывает к преодолению последствий атеистического контроля над системой образования… С грустью воспринимаются попытки некритического заимствования учебных стандартов, программ и принципов образования у организаций, известных негативным отношением к христианству вообще или Православию в частности».
Знаменательно, что именно Америка, породившая в середине прошлого века культ половой свободы, теперь старается обуздать…непомерную половую активность школьников. Так ,22 августа 1996 г. Билл Клинтон подписал закон, согласно которому США ввели у себя программу с весьма характерным названием: «Обучение воздержанию». Главная задача программы - донести до подростков мысль о том, что воздержание само по себе безвредно. А в социальном плане это наиболее надежный способ избежать нежелательной беременности, абортов и рождения внебрачного ребенка. В своих решениях американцы опираются, в частности, на выводы знаменитого австрийского врача и психолога Виктора Франкла. По его наблюдениям воздержание не приводит к невротическим расстройствам у взрослых.
Попытки проводить половое воспитание по принципу «бери от жизни все» завершились полным провалом и в других развитых странах. Яркий пример - негативный опыт Швеции. История школьного полового воспитания насчитывает в этой стране почти 100 лет. Его последствия оказались ужасны: небывалый рост психических и венерических заболеваний, увеличения числа беременных, не достигших совершеннолетия, массовость абортов и осложнений после них, увеличение количества внебрачных и брошенных детей, всплеск вандализма и агрессии, расширение форм извращений, ведущих к деградации личности и самоубийству. Поэтому с середины 70-х гг. шведы были вынуждены значительно изменить содержание курса «Половое воспитание». Акцент делался на формирование нравственных норм и непотребительского отношения к ближнему человеку.
Во многих странах существует четкое различие между дневным и вечерним телевещанием. На открытых каналах Франции (с 6 до 22.30)и Великобритании (с 6 до 21 часа) мы не увидим крови, натуралистических сцен и т.п.
Видя, к чему приводят пропаганда половой свободы и западные модели воспитания детей, мы должны извлечь урок из чужих и своих ошибок. Православные родители обязаны уделять серьезное внимание воспитанию своих чад. Упомянутые выше проблемы воспитания встречаются и в православных семьях, в том числе и семьях священнослужителей. Для этого им необходимо закалять в своих детях их дух и волю. К примеру, в детстве будущему святому царю-страстотерпцу Николаю II, его братьям и сестрам не позволяли спать на мягких кроватях, им давали есть простую безыскусную пищу и каждый день читали Евангелие.
Священное Писание и сама история предупреждают нас о страшных последствиях греха. Так пророк Осия писал: '’прелюбодейство крайне распространилось, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все живущие на ней ‘’ (Ос.4,2-3). Следует знать и то, что когда супруги римлян готовы были умереть за чистоту брака. Рим рос и укреплялся. Но когда он погрузился в страсти, которые угрожали чистоте брака, он, загнивая, пал от необразованных, но неразвращенных такими порочными язвами варваров, хотя и владел почти всем миром.
Литература:
1. Библия,К. Украинское Библейское общество
2. Воспитание здорового ребёнка, М. «Паломникъ», 2004
3. Зорин К.В., Вино блуда, М. «Русский Хронограф»,2007
4. Ильяшенко Александр, свящ. Как найти семейное счастье, М.,
Даниловский благовестник, 2001
5. Концепция участия Украинской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, К.2004
6. Малков П.Ю.Введение в литургическое предание, М. ПСТГУ,2006
7. Основы социальной концепции Украинской Православной Церкви, Информационный отдел Украинской Православной Церкви, К. 2002
8. Платонов О.А.Николай Второй, Полтавская епархия, Мгарский мон.