twitter.rss

Архиепископ Филарет (Гумилевский) - выдающийся архипастырь Харьковской епархии (1848 – 1859)
09 октября 2009
К актовому дню Харьковской Духовной Семинарии -
дню памяти Св. Апостола Евангелиста Иоанна Богослова преподаватель Харьковской Духовной Семинарии иерей Михаил Пилипчук подготовил доклад на тему:
«Архиепископ Филарет (Гумилевский) - один из выдающихся архипастырей Харьковской епархии (1848 – 1859)»


Этот Богом благословенный год богат знаменательными событиями в жизни нашей Святой Канонической Украинской Православной Церкви, знаменателен этот год и для нашей епархии как неотъемлемой части Канонического Вселенского Православия.
В этом году наша епархия отметила свой юбилей, 210-ю годовщину своего существования.
210 лет – относительно небольшой срок для истории, для вечности. Но этот период времени для Православной Слобожанщины был богат многими свершениями: образованием, развитием и благоустройством нашей епархии, строительством прекраснейших храмов и монастырей, духовным образованием и просвещением, а самое главное постоянной заботой о самом дорогом – бесценном даре Божьем – душах человеческих.
И этот колоссальный труд, в первую очередь, лёг на плечи правящих архиереев, которые в силу дарованного им от Господа таланта, отдавали все силы, и даже жизни для блага Церкви.
Пожалуй, далеко не каждая епархия может похвалиться таким количеством выдающихся архипастырей, богословов, администраторов, которые золотыми буквами вписали свои имена в нашу историю.
Сегодня хотелось бы остановит наше внимание, на выдающейся личности, которая сочетала в себе все эти качества, а именно на Преосвященном Филарете (Гумилевском), архиепископе Харьковском и Ахтырском (1848 – 1859).
Родился Дмитрий Григорьевич Гумилевский 12 октября 1805 года, в Тамбовской губернии. Отец его был приходским сельским священником. Когда Дмитрию исполнилось 7 лет, он был отдан на учебу в Шацкое духовное училище, затем обучался в Тамбовской духовной семинарии. После ее окончания в 1826 году в качестве лучшего ученика был направлен для поступления в Московскую духовную академию.
Блестящие способности будущий архипастырь проявил очень рано – еще будучи студентом академии. Обладая изумительной памятью, умел проникнуть в суть вопроса и по-новому его осветить, был необычайно трудоспособен. Его уже в студенческие годы заметил митрополит московский Филарет (Дроздов 1783-1867) и наблюдал за его успехами. Поэтому, когда Дмитрий Гумилевский решил принять монашество, митрополит Филарет благословил его, и при постриге 19 января 1830 года дал ему свое имя. 3 февраля этого же года он был рукоположен в иеродиакона, а 29 июня – в иеромонаха.
В 1830 году иеромонах Филарет окончил курс духовной академии и был оставлен здесь в звании бакалавра, заняв кафедру церковной истории. Свои лекции читал увлекательно, придавая им живой интерес. В 1833 получил назначение на должность инспектора академии и члена комитета по цензуре духовных книг. В 1834 году избран первым членом Радонежского духовного правления.
В 1835 году назначен ректором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Через два года, в 1837 году к обязанностям архимандрита Филарета добавилась еще одна – настоятельство в Московском Богоявленском второклассном монастыре. Вникая в дела вверенного ему монастыря, он, кроме решения прочих проблем, хорошо разбирался в хозяйственных вопросах, занимался строительством. Энергичный и работоспособный, Филарет успевал управлять делами академии, читать лекции по истории церкви, а затем нравственного и пастырского богословия,

уделять время цензуре. Он основал академический журнал «Творения Св. Отцев» .
Его первые капитальные труды «История русской церкви» и «Историческое учение об отцах церкви» были широко известны. В своих выступлениях Филарет использовал новые приемы, развивал научную критику источников, резко опровергал мнения неправославных богословов. Пользовался научным авторитетом, что нашло подтверждение в 1841 году, когда ему было предложено составить «Догматику».
21 декабря 1841 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга была совершена хиротония архимандрита Филарета в епископа Рижского, викария Псковской епархии. В тяжелых условиях духовного инакомыслия он поощрял стремление латышей и эстонцев к православию. Укреплял их православную веру, прикладывая к этому большие усилия. В Рижском викариатстве им было открыто 63 прихода, устроено 20 постоянных и 43 временных церквей, он ходатайствовал об открытии духовного училища и приходских школ в своем церковном округе.
Через 7 лет, 6 ноября 1848 года, епископ Филарет был переведен на Харьковскую кафедру. Следует отметить, что неустанные труды Свят. Иннокентия (Борисова) в годы его пребывания на Харьковской кафедре и других предшественников, были весьма плодотворны и дали хорошие результаты. Прибыв на новое место своего архипастырского служения преосвященный епископ Филарет одобрительно отзывался о духовенстве Харьковской епархии: «Духовенство епархии образованное и ведет себя весьма прилично званию своему, так и паства отличается многими прекрасными качествами», писал владыка в своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии».
Преосвященный Филарет был выдающимся администратором и достойным продолжателем всех добрых традиций установленных его
предшественниками по Харьковской кафедре. С первых дней своего пребывания в Харькове, он стремился еще более поднять уровень образования среди духовенства. На священнослужителей архипастырь смотрел как на источник религиозно-нравственного просвещения народа. Вот почему Филарет прежде всего заботился оживить этот источник, возвысив образовательный ценз духовенства. Ясно осознавая высокое значение для семьи и прихода, которое должна иметь образованная жена священника, он в первый же год по прибытии на Харьковскую кафедру, занялся учреждением в Харькове училища для образования дочерей духовенства (которое задумал еще Свят. Иннокентий). Эту цель он ясно выразил в следующем жестком предложении: «дать знать по епархии, пишет он консистории, что по окончании курса обучения, будет принято мною за правило – дозволять кандидатам священства вступать в брак с девицами получившими образование в женском духовном училище, но не с светскими, или получившими светское образование, тем более с не получившими никакого образования». Также в первый год своего служения в Харькове, он окончательно приготовил громадный, начатый Иннокентием, каменный корпус и перевел туда семинарию, поместив в прежних зданиях консисторию и духовное училище.
Имея огромный опыт работы в духовных школах, Филарет поставил учебное дело и особенно преподавание богословских предметов на довольно надлежащую высоту: пригласил в семинарию лучших наставников и преподавателей. Лично сам следил за состоянием богословской науки, для чего ежегодно требовал для просмотра письменные работы учеников богословия. Кроме регулярного посещения богословского класса, он всегда присутствовал на выпускных экзаменах, тут же замечал даровитых
воспитанников, которых потом сразу же назначал на хорошие приходы и епархиальные должности.
Окончившим курс академии, он давал лучшие места и почетные должности. В члены консистории он определял исключительно питомцев академии. При нем Харьковская консистория всегда состояла из трех магистров, двух кандидатов богословия и одного лучшего студента семинарии.

Будучи хорошим проповедником, архипастырь строго следил за уровнем проповедничества среди духовенства. Согласно его указу, все благочинные обязаны были являться раз в год, в Кафедральный собор для произнесения проповеди. Преподаватели духовных училищ или профессора семинарий раз или два в год произносили проповеди в монастырском или кафедральном соборах.
Как и Иннокентий, владыка Филарет во время объездов епархии постоянно проверял богословский уровень духовенства. Для этого он собирал в доме благочинного все духовенство благочиния, и экзаменовал его по различным богословским дисциплинам. Причетников экзаменовали по знанию краткого катехизиса, устава и пения, инспектор семинарии или один из членов консистории, которые сопровождали владыку. Священников, которые показывали хорошие знания, архипастырь всячески поощрял, переводил на лучшие места, а малограмотных - наоборот.
Одна из выдающихся черт в личности преосвященного Филарета, как администратора – это его строгая самостоятельность в управлении епархией. При самом беглом ознакомлении с резолюциями, наложенными им на консисторские дела, невольно изумляешься – как хватало у него сил и времени нести такую массу трудов.
Из епархиальных дел, для преосвященного Филарета первое по времени и по важности значения было дело устройства женского духовного училища. Это самый живой памятник его заботливости о духовенстве Харьковской епархии. Это прославило его, как первого архипастыря, который открыл такое учебное заведение на средства самого же духовенства.
Филарет – первый из иерархов Русской церкви устроил епархиальный свечной завод, средства от прибыли которого способствовали достойному содержанию духовных учебных заведений епархии.
Одновременно с устройством женского духовного училища, владыка трудился над обновлением девичьей Хорошевской Вознесенской обители. Весной 1852 года началась активная работа в этой области. Очень часто Филарет приезжал сюда, и сам вникал в подробности всех производимых работ. Желая избавить монахинь от тяжких трудов, которым доводилось на своих плечах носить воду в монастырь (обитель располагалась на крутой горе), Филарет устроил «водоемную» машину, употребив на это из своих средств 2300 рублей. Много трудов вложил архипастырь по благоустройству внутренней духовной жизни этой обители, для этого он ввел там общежительный устав, который был утвержден Св.Синодом в 1854 году.
За время пребывания преосвященного Филарета на Харьковской кафедре было отремонтировано и построено много храмов и зданий для епархиальных нужд, как свидетельствует исследователь нашей епархии И. Самойлович: «При его же деятельном содействии достроены в Харькове церкви: Кладбищенская, Усекновская, Свято-Духовская и Троицкая; перестроен архиерейский дом, построены два больших каменных дома и богадельня, сделана золотая риза на икону Озерянской Божией Матери».
Переживая и заботясь о духовенстве своей епархии, владыка обращал внимание на все стороны его жизни. Видя плачевное материальное положение уездного духовенства, Филарет подал ходатайство в Св.Синод, в котором просил выделения казенного жалованья для нуждающихся в нем. В этом деле живое участие принял наилучший друг владыки – помещик Н.Н. Романовский, который и собрал все необходимые документы для решения этой проблемы. Послав на рассмотрение в Св.Синод все собранные документы, вскоре и сам Филарет был вызван в Петербург для присутствия в Синоде. Там он этот вопрос и принял под свое личное покровительство. Благодаря интенсивным трудам преосвященного Филарета это дело увенчалось полным успехом.
В годы управления Харьковской епархией преосвященным Филаретом, наше Отечество переживало одну из кровопролитнейших войн – Крымскую компанию (1853 – 56 гг.). Эти события затронули отзывчивого и глубокого патриота, каким и был Филарет. Владыка обратился с призывом к духовенству, о сборе средств для военных нужд, первым пожертвовав солидный капитал. Вскоре была собрана значительная сумма. Этот поступок Харьковского архипастыря и всего духовенства епархии был высоко оценен. Вскоре последовала личная благодарность императора и многих высокопоставленных лиц. Подражая примеру Харьковской епархии, и в других начался сбор средств для нужд воинов. Огромную всестороннюю попечительскую заботу проявил владыка о раненых воинах. Кроме сбора средств для лечения, владыка временно уступил под военный госпиталь здание семинарии, а сама семинария была переведена в другое - намного меньшее. Харьковский период в жизни Филарета знаменит еще и тем, что богат его дружеской перепиской с Свят. Иннокентием (Борисовым) и прот. Александром Горским. В своих письмах владыка делился со своими. друзьями всеми трудностями и радостями своей архипастырской деятельности, советовался по различным научно-богословским вопросам.
Все биографы, касавшиеся сочинений преосвященного Филарета, удивлялись, как он при всей своей кипучей епархиальной деятельности, не имея помощника в лице викария, находил еще время заниматься учеными трудами, требовавшими непрерывного внимания и чрезвычайной усидчивости. Владыка Филарет был неусыпным тружеником науки. Он увлекался учеными трудами до того, что часто лишал себя сна и пищи, такие ночные научные работы: «часто заканчивались головными болями, а иногда даже кровоизлияниями из горла». В первые годы своего пребывания в Харькове ученый – архипастырь занялся составлением «Историко-статистического описания Харьковской епархии». С целью поиска необходимых для этого документов, он работал почти во всех известных тогда архивах общественных учреждений, куда имел свободный доступ. При объездах епархии постоянно интересовался всевозможными историческими материалами той или иной местности. С любовью и уважением принимал сторожил, рассказы которых также высоко ценил.
Изданием этого труда Филарет оказал неоценимую услугу для Харьковской епархии, труд этот не только не потерял в настоящее время огромного значения, но и продолжает оставаться капитальным трудом по истории Харьковской епархии. Печатать этот труд он поручил о.Александру Горскому, этим и объясняется то, что первое издание вышло в Москве. Средства от издания этого труда владыка определил для нужд женского духовного училища.
Во ІІ, ІІІ, IV и V отделах, автор также, не упуская различных малейших подробностей, поуездно описывает основание того или иного округа, селения, количество населения, приходские храмы, их причт, утварь, роспись и т.п. Этот труд и до сегодняшнего дня является незаменимым источником для изучения истории Харьковской епархии.
Научно-литературная деятельность преосвященного Филарета была всеобъемлющей и разносторонней, один перечень его сочинений и статей, по исчислению одного библиографа, составляет до 160 названий, из которых некоторые заключаются в томах. О литературной деятельности Филарета, один из знаменитых профессоров СПбДА Барсов говорит следующее: «Филарет Гумилевский, по степени его заслуг для Православной Церкви, по всей справедливости должно быть отведено первое место в нашей новейшей истории после Филарета митрополита Московского и преосвященного Иннокентия Борисова. Всем известны его многочисленные, исполненные глубокой учености, богословские сочинения» . Профессор МДА прот. С.К. Смирнов, пишет: «Филарет – знаменитый представитель духовной учености и деятель на поприще духовной литературы – сильный и непостижимый». Епископ Филарет был в дружеских отношениях со многими знаменитыми учеными своего времени, которые относились к нему с глубокой признательностью и уважением. Ученые труды и заслуги Филарета пользовались заслуженной известностью, и при его жизни были высоко ценимы. За свои заслуги на ниве науки он был избран действительным членом Императорского Московского общества истории и древностей Российских, почетным членом Императорского Русского археологического общества, действительным членом географического общества, почетным членом Императорских – Московского и Харьковского университетов, почетным членом Императорской академии наук, членом Копенгагенского общества древностей, почетным членом всех Духовных Академий, и, наконец, удостоен высшей богословской ученой степени – доктора богословия.
7 апреля 1857 года преосвященный Филарет епископ Харьковский и Ахтырский был возведен в сан архиепископа, и вскоре назначен присутствующим членом Св. Синода. Будучи вынужденным оставлять свою епархию, по причине отъезда в Петербург, для присутствия в Синоде, владыка и там постоянно думал и переживал за свою паству. Из далекой столицы он постоянно интересовался ходом дел в епархии и в необходимых случаях давал различные письменные распоряжения.
В мае 1859 года, 150 лет назад, архиепископ Филарет был переведен на Черниговскую кафедру. На Черниговской кафедре архиепископ Филарет пробыл немногим более 7-ми лет, продолжая свою активную архипастырскую и научно-богословскую деятельность, невзирая на очень слабое здоровье. В 1866 году, во время обозрения епархии, он заболел: «как говорят холерою, и умер в Конотопе 9 августа, в 3 часа пополуночи». Среди харьковчан, как свидетельствует прот. Тимофей Буткевич, архиепископ Филарет оставил память как: «архипастырь мудрый, глубоко ученый, благочестивой и строгой жизни, убеждений твердых, воли непреклонной, усердный проповедник Слова Божия, неустанный труженик науки, покровитель просвещения, попечитель сирот и вдов, судья строгий, но справедливый».
Приемником архиепископа Филарета стал не менее знаменитый,
выдающийся архипастырь, впоследствии митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), назначенный на Харьковскую кафедру 150 лет назад, 2 мая 1859 года.
И сегодня Промыслом Божьим наша епархия находится под архипастырским водительством выдающегося архиерея, старейшего иерарха Русской Православной Церкви, Высокопреосвященнейшего митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, благодаря трудам которого пишутся новые интересные и достойные страницы истории, тем самым, продолжая дело, начатое славными предшественниками.

Литература:

1. Самойлович И., Справочная книга для Харьковской епархии. Харьков, 1904. с.10
2. Швец В., свящ. Архипастыри Харьковской епархии. Харьков, 1999г. с.37
3. Филарет (Гумилевский), архиеп., Историко-статистическое описание Харьковской епархии. т. I, Харьков, 1855, с. 31
4. Лашенков Н., прот. Высокопреосвященнейший Филарет….//Харьковский сборник. Вып. V. Харьков, 1891. № с. 103
5. 1. Барсов Н., проф. Марериалы для биографии Иннокентия Борисова.
6. СПб., 1884. с.88
7. Смирнов С.К. проф.прот. История Московской духовной академии до ее преобразования, 1814-1870. М., 1879. с.422
8. Буткевич Т.И., прот. Историко-статистическое описание Харьковского Кафедрального Успенского собора, Харьков, 1894, с. 103

Преподаватель ХДС
священник Михаил Пилипчук
 
Tehnichni pytannya
Vhid
Логін:
Пароль:
Вхід
© 2009-2024