С 17 по 25 июля в пригороде Минска прошёл 9-й фестиваль православной молодёжи «Братья», в котором приняли участие ребята из России, Украины и Белоруссии. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, при содействии Южной железной дороги и молодёжного отдела Харьковской епархии, в фестивале приняла участие и харьковская делегация в сопровождении священника Фёдора Воскобойникова.
Голос батюшки в двух шагах тонет в шорохе травы под ногами молящихся. Нет, сегодня не Пятидесятница. Белый походный храм раскинут прямо посреди поля. Вместо пола тут живая трава, вместо куполов – пирамидальные скаты тента, на месте солеи – рядок девчат, не решающихся ступать ближе. За тонкой перегородкой, ограждающей алтарную часть от ветра, приютилась маленькая переносная звонница. Вокруг единственного листка с нотами теснятся все, кто когда-либо имел или хотел иметь отношение к клиросу. Но каким-то чудом звучит неплохо. Архипастыри, священники и диаконы, ребята и девчата из разных стран и епархий заняты общим делом – каждый день молодёжного православного фестиваля «Братья» начинается с Литургии.
В этом году «Братья» поселились на земле Белой Руси – в 30 километрах от Минска. Палаточный городок был разбит на территории живописного республиканского горнолыжного курорта Силичи, излюбленного места отдыха протоиерея Фёдора Повного, при молитвенной и организационной поддержке которого белорусская земля приняла у себя около 700 участников молодёжного слёта.
– Мы очень хотели, чтобы в этом году фестиваль состоялся в Белоруссии. И, слава Богу, это удалось, – подытоживает отец Фёдор.
Программа фестиваля традиционно была очень насыщенной. Ежедневно значительная часть времени отводилась для мини-бесед священников с молодёжью. Темы поднимались самые разные: от глубоко личностных, духовных до чисто прикладных, посвящённых организации жизни прихода. Свободный формат таких бесед практически «съел» дистанцию между пастырями и пасомыми, что помогло и тем, и другим лучше рассмотреть и понять друг друга. И действительно, сложно сохранять жёсткую субординацию, сидя рядом на траве. Впрочем, это нисколько не убавило уважения молодёжи к «отцам-молодцам», как их тут величали.
Много времени на фестивале отводилось и мастер-классам. Гончарство, валяние шерсти, плетение из лозы, изготовление тряпичных кукол-мотанок и белорусских плетёных поясов – это и многое другое можно было освоить с помощью умельцев из разных городов. Не обошлось и без сугубо церковных навыков – знаменного пения и звонарства, основы которых также можно было освоить на мастер-классах.
Большое внимание организаторы уделили ознакомлению гостей фестиваля со святынями и историей Белоруссии. Минск, Хатынь, Жировичи, Полоцк и многие другие знаковые для Белоруссии места можно было посетить в рамках экскурсий. Настоящим событием стал Крестный ход из Силичей в Логойск, завершившийся Литургией и купанием в святом источнике. Изящным дополнением образовательной части фестиваля стала ролевая игра «Сказки белорусского леса», в процессе которой участники узнали множество интересных фактов из истории Белоруссии, познакомились с национальным культурным наследием и традициями.
Особо стоит сказать о подарке, который был преподнесён молодёжи на этом фестивале – концерте легендарных белорусских коллективов «Сябры» и «Песняры». Откровенно говоря, весть о приезде этих исполнителей воспринялась скорее как утка. Визит исполнителей такого уровня на скромную сцену палаточного городка почти невозможно было себе представить. И всё же он состоялся. На протяжении первых двух композиций музыканты и аудитория как бы прислушивались друг к другу. А потом… всех захлестнули эмоции. Казалось бы, что могут значить песни тридцатилетней давности для сегодняшней молодёжи, выросшей в эстетике поп- и рок-культуры? Но то ли потому, что песни были о вечных ценностях, то ли потому, что знаменитое белорусское многоголосие брало за душу – встреча состоялась. И, думается мне, не только живое слово песни стало открытием для молодёжи, но и сама молодёжь стала открытием для столь известных и искушённых исполнителей.
– Я никогда не видел таких чистых глаз, – признаётся солист группы «Сябры» Анатолий Ярмоленко.
Пожалуй, и хороводы под сценой вместо традиционных дискотечных танцев для музыканта были внове.
– Меня кое-кто спрашивает – рассказывает отец Фёдор Повный – что, мол, у вас там происходит? Все молодые, весёлые, шутят, под гитару поют, танцуют, и всё это… без пива? Интересуются, не колются ли наши ребята чем-то. И смех, и грех. Я им сказал, что да. Есть у нас один укол. Называется молитвой. Говорю, как заметите, что все в белую палатку пошли – тоже идите… Там всё и увидите…
– Причащается раб Божий Сергий…
– Причащается раба Божия Анастасия…
– Матушка, как руки-то складывать? Я первый раз…
Сегодня мы служим в центре мироздания. Во всяком случае, так видится и ощущается, потому что всё, кроме белого, полупрозрачного, светящегося изнутри храма, окутано темнотой. Такое ощущение, что мир исчез, отступил, скрылся в сумраке ночи, чтобы уступить место Таинству. Священству этого не видно. Зато видно молодых ребят и девчонок, тоже будто ставших полупрозрачными на этой ночной Литургии. Предстоящий у престола иеромонах Лазарь читает все тайные молитвы вслух. Что-то новое в привычном ходе богослужения открывается даже для давно воцерковлённых людей. Из почти 700 жителей православного лагеря причащается более половины. Небо светлеет, и храм сливается с его белизной.
– Батюшка, можно мы на гору пойдём рассвет встречать?
Харьковчане, вооружившись спальниками, отправляются на высокий холм неподалёку от лагеря, вдоль которого протянулся подъёмник для горнолыжников… Завтра белый храм разберут, увезут переносной престол и антиминс, но на этом месте будет вечно стоять незримый для нас Ангел, призывающий верующих к молитве.